Как человека встречают по одежке, так и первое впечатление о населенном пункте формируется при въезде в него. Въездные стелы – это визитная карточка любого большого и малого населенного пункта: города, поселка, села. Профессионально и эстетично выполненный въездной знак не только информирует о названии данного населенного пункта, но дает образную эмоциональную информацию об истории и современности, о характере и занятиях его жителей, а также, в определенной степени, характеризует местную власть, их патриотизм, художественный вкус и хозяйственность.
Автор: Научный сотрудник сектора учета музейных предметов Дарья Регнер Фото: АрхивВ переводе с древнегреческого stele – столб, свая, памятник. Стела представляет собой античное достижение в ритуально-архитектурной области. За многие века разнообразие и назначение стелы значительно расширилось, обрело новые формы и роли.
Въездные стелы – поистине уникальное архитектурное явление. Они определяют, в том числе, самобытность городов и других населенных пунктов нашей страны, России в целом. Они раскрывают дух эпохи, экономический потенциал территории, историю возникновения и развития. Особенно ценно, что они уникальны.
Традиционно въездные стелы устанавливаются у въезда в город и предназначены для обозначения начала территории города, для приветствия его жителей и гостей. Важна роль въездного знака и для самоидентификации жителей, укрепления причастности к сообществу определенной административной единицы. Монументы-указатели еще и узнаваемый, запоминающийся образ населенного пункта. Наберите в известных поисковых системах Интернета название нашего города, и первая картинка, что вы увидите, будет именно монумент-указатель «Копейск».
В 1960-ые годы прошлого столетия копейчан и гостей города встречала композиция «Шахтеры». Скульптуры случайные, раньше они стояли отдельно друг от друга на бывшей шахте 23 треста «Копейскуголь», затем Горком КПСС предложил использовать их для оформления въезда в город. 3 На невысоком постаменте в рабочей форме горняка с отбойными молотками в руках стояли две фигуры, символизируя собой трудовую славу шахтерского города, когда в едином рабочем строю несли свою нелегкую трудовую вахту не только мужчины, но и женщины. Фигуры были исполнены челябинскими ваятелями Геннадием Павловичем Пановым и Энрикой Головницкой в 1961 году. Затем, по идее главного архитектора города Михаила Григорьевича Семенова, их свели воедино, и в 1967 году установили на общем постаменте при въезде в Копейск. 2 Как писал на своих эскизных проектах М.Г. Семенов, этот вариант был осуществлен в страшной спешке накануне юбилея 50-летия Советской власти. И он был им не удовлетворен, так как не угадал масштаб ордена, и нет связки между «стендом» и скульптурной группой с пьедесталом. Творческий человек всегда сомневается в своих творениях, но чем больше сомнений, тем более он талантлив. На самом деле скульптурная группа неплохо «смотрелась» и простояла до начала 1970-х годов. Однако, масштаб скульптуры был невелик. Кроме того, в подобном виде она не отражала важных моментов биографии города. Из шахт вывели женщин, доверив мужчинам трудиться под землей, добывать для страны черное золото – уголь. После Великой Отечественной войны Копейск стал значительным индустриальным центром Южного Урала. Теперь вровень с горняцкой поднялась и профессия машиностроителя. Что особенно важно, не отражен был факт награждения в 1925 году орденом Красного знамени коллектива рабочих Челябкопей за героизм шахтеров в годы революции и гражданской войны.
В 1969 году с 10 мая по 1 июля городскими властями был объявлен конкурс на проект по оформлению въезда в город. В копейском краеведческом музее хранится решение Исполнительного комитета Копейского городского совета депутатов трудящихся от 09 сентября 1969 года «О премировании победителей конкурса на лучшее эскизное оформление въезда в город», в котором перечислены победители и некоторые участники конкурса (Н.Е. Ботов, Г.И. Ефанов, А.А. Козлов, М.Г. Семенов, А.П. Шалунов). Победителей ожидали премии.
Участие в конкурсе приняли как профессионалы, так и самодеятельные художники. Двадцать эскизных проектов в цветном оформлении на подрамнике поступило для обсуждения на художественном совете в отдел пропаганды и агитации горкома КПСС. Двадцать вариантов оформления въезда в город. Художники шахты № 22 А.А. Козлов и А.П. Шалунов в свои проекты включили герб города, уголь, С. Калугин с пассажирского автопредприятия – шахтерскую лампу. Художник завода бытовой химии Г.И. Ефанов и преподаватель городского профессионально-технического училища № 34 имени дважды Героя Советского Союза С.В. Хохрякова О. Стариков в оформление въезда поместили слова «Добро пожаловать!». Жюри конкурса удостоило работу художника Г.И. Ефанова, отличавшуюся легкостью конструкции, удачно совмещавшую элементы боевой и трудовой славы копейчан, третьей премией. Н. Камышев с шахты № 47 на границе города предложил поставить что-то наподобие шахтного копра со всеми приводными ремнями. Художник Н.Е. Ботов из стройуправления треста «Копейскуголь» удостоился второй премии.
Самое большое количество эскизных проектов – пять, представил на конкурс архитектор М.Г. Семенов. Среди них – несколько очень удачных. Работы Михаила Григорьевича Семенова шли вне конкуренции. Жюри оставалось только определить, что из представленного отметить премией. Выбор пал на бетонный монумент в виде многометрового стилизованного стяга с орденом Красного Знамени. Вдоль древка по вертикали идет надпись «Копейск». Отбойный молоток выглядит эффектно рядом с древком, которое с подставкой соединяет четверть шестерни. Таким образом, и горняки, и машиностроители, и боевое прошлое копейчан нашло свое отражение в проекте оформления въезда в город. Жюри предложило победителю конкурса несколько доработать проект с учетом всего лучшего, что было найдено другими художниками. Однако основная композиция останется без изменения.
В 1974 году, к 50-летию награждения Копейска орденом Красного знамени, скульптуру «Шахтеры» при въезде в Копейск заменили. В мероприятиях по подготовке к празднованию было дано указание «соорудить» монумент-указатель с датами основания Копейска и награждения его орденом Красного знамени при въезде в город со стороны Челябинска. По эскизному проекту, исполненному членом Союза архитекторов СССР Михаилом Григорьевичем Семеновым, инженер-констуктор Копейского рудоремонтного завода Елена Анатольевна Станиславчик разработала рабочие чертежи металлоконструкций. Чертежи на сооружение постамента составил инженер-конструктор И.И. Елисеев. Работы по сооружению постамента и монтажу металлоконструкций исполнялись рабочими Копейского строительного управления треста «Челябинскуглестрой» под руководством инженера Георгия Иосифовича Доплера. В изготовлении конструкций и установке так же принимали участие рабочие Копейского рудоремонтного завода и работники шахты «Миасская» (шахта № 17). Макет ордена Боевого Красного знамени сварен из металла на Копейском авторемонтном заводе электросварщиком Матистовым Алексеем Дмитриевичем и газосварщиком Свердловым Николаем Нестеровичем (награждены грамотами Горкома КПСС и горисполкома).
На въезде в город со стороны города Челябинска установлен памятный знак, который мы видим и сейчас. Он является одним из символов шахтерского городка. На стеле четко виден текст: «Копейск. Основан в 1907 г. Награжден в 1925 г.». Монумент-указатель «Копейск» изготовлен из сварного металла. Основание монумента – монолитный бетон. Фризовые площадки основания – из колотых мраморных плит. Штык и знамя скрепляет отбойный молоток. Основанием этих фрагментов композиции служит шестерня. На знамени – Орден Красного знамени. Атрибуты памятника рассказывают о прошлом и настоящем Копейска. Двенадцатиметровый бетонно-мозаичный постамент выполнен в форме наковальни. Автор монумента – М.Г. Семенов, 105-летие которого отмечаем в 2024 году.
Сам архитектор позднее писал, что «счастлив …, что приложил свой ум, страсть сердца и неукротимую работоспособность к воплощению в жизнь Копейска идеи монументальной пропаганды, возродив героические страницы истории нашей Родины, боевые и трудовые подвиги копейских шахтеров в памятниках, обелисках и мемориалах».
С момента установки стелы «Копейск» прошло уже 50 лет. Не раз возникали идеи ее трансформации, проводились конкурсы. Так, в 2021 году администрацией Копейского городского округа был объявлен конкурс на лучший эскиз въездных стел в поселки Копейска. Участники разрабатывали оригинальный и узнаваемый символ для бывших рабочих поселков Октябрьского, Бажово, Старокамышинска, Железнодорожного, Горняка, Вахрушево, Потанино, а также Заозерного, Синеглазово и Калачево в целях архитектурно-художественного оформления въездов. Конкурсной комиссии предстояло оценить 30 поступивших в управление архитектуры и градостроительства работ от шестнадцати авторов. В результате тщательного отбора были выбраны три победителя: 1 место – Бреусенко Виктор Николаевич, 2 место – Сангина Полина Дмитриевна и 3 место – Елистратов Георгий Александрович. Главой городского округа А.М. Фалейчиком было принято решение провести этот конкурс, чтобы привить уважение к истории городского округа, выявить талантливых людей, а также сделать территорию городского округа более привлекательной, украсив въезды в жилые массивы стелами.
Несмотря на время, въездной знак – монумент-указатель «Копейск», – остается самым узнаваемым памятником города, его визитной карточкой, давая возможность каждому жителю города от мала до велика помнить о дате рождения и награждения Краснознаменного Копейска, его славной истории. Новая история города, его сегодняшнее лицо ждет своего художника, архитектора. Талантами богата копейская земля…